Здание Капитолия в Вашингтоне. Архивное фото
Роль американского доллара в мировой экономике и влияние США в международной политике будут падать вместе ростом числа альтернативных валют, используемых странами для взаимных расчетов, заявил старший научный сотрудник по стратегии и торговле Центра национальных интересов (США) Кристиан Уитон.
«Очевидно, что будет гораздо больше альтернативных валют, которые будут использоваться странами для взаимных расчетов в торговле. Это будет подрывать роль доллара и в дальнейшем», — сказал Уитон, выступая на открытии ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай».
Значение американской валюты в современном мире, добавил он, уже подвергается сомнению вместе с тем, как все больше и больше стран используют альтернативные валюты для взаимных расчетов.
«У Вашингтона нет той власти, которая была раньше. Китай пытается выходить из-под финансовых санкций, помогает России преодолевать их. Уже были введены облигации, основанные на юане, а Бразилия, Индия, Индонезия и страны Персидского залива пытаются манкировать санкции, вводимые США. Это будет подрывать роль доллара, а страны будут переходить на альтернативные валюты», — добавил Уитон.
Но о полном снижении роли США, по мнению американского эксперта, говорить преждевременно, это было бы ошибкой.
«Страна находится в гораздо лучшем состоянии, чем Европа. Мы сейчас поставляем сжиженный газ в Европу. Китайский экономический рост незначительный. … Но Конгрессу США становится сложнее тратить деньги, а Федеральной резервной системе становится сложнее увеличить эмиссию денежных средств, не увеличивая инфляцию», — отметил он.
О снижении роли США и уходе от гегемонии какой-либо одной страны вообще заявил и директор Объединенного Института оборонных исследований (Индия) Бал Кришан Шарма.
«Мы говорим о классической структуре гегемонии, и, допустим, это США и их стратегические союзники. Но такой мир более невозможен. Если раньше всей властью обладала определенная группа стран, то теперь мы говорим о ее децентрализации», — сказал Шарма на открытии заседания «Валдая».
Сигналы к этому были видны еще задолго до того, как на Украине разразился конфликт, подчеркнул он.
«До 24 февраля наблюдались стратегические потрясения, спровоцировавшие потребность в пересмотре существующего миропорядка: первое — это пандемия COVID-19, которая стала глобальным явлением со своими последствиями. Второе — это вывод войск США из Афганистана, породивший ряд проблем, в том числе на евразийском пространстве», — заключил Шарма.
